Система обязательного страхования автогражданской ответственности работает в России уже 10 лет. За это время в ней были небольшие поправки, спорные судебные решения, небольшая корректировка коэффициентов. Но, в целом, основные правила оставались все это время неизменными. В итоге назрела ситуация, когда «автогражданка» перестала устраивать как автовладельцев, так и страховщиков. Значит, в системе ОСАГО пора что-то менять. Вот только как и что?
Контуры грядущих изменений видны. Еще в декабре 2012 года правительство внесло в Госдуму законопроект об ОСАГО. В апреле он был принят в первом чтении. Сейчас грядет второе чтение, перед которым в законе появились свежие поправки. Сейчас это поле боя между общественными организациями автовладельцев и страховщиками, у которых есть свое лобби в Госдуме.
О каких изменениях идет речь? Во-первых, долгожданное увеличение лимитов выплат: по ущербу жизни и здоровью до 500 тысяч рублей, по материальному ущербу – до 400 тысяч. Об этом говорят уже несколько лет, но с российским темпом рассмотрения законов будут говорить еще столько же.
Цифры: По данным РСА в 2003 году на рынке работало более 180 страховых компаний. Сегодня их осталось 101.
Во-вторых, выплаты по здоровью будут фиксированными, как это сделано в обязательном страховании опасных объектов и страховании перевозчиков. Сегодня пострадавшему нужно собирать все чеки из лечебных заведений и предоставлять их в страховую для подтверждения ущерба.
Реформа устанавливает, что для каждого вида травмы будет свой «ценник», по которому и будет осуществляться выплата. Хорошо это или плохо однозначно не скажешь. С одной стороны, фиксированной выплаты может не хватить если травма серьезнее, чем выглядит, с другой – нынешний процесс сбора справок и чеков это сущий ад, из-за которого многие пострадавшие просто-напросто не связываются со страховой. А так все просто – принес медицинский документ, подтверждающий травму, получил деньги.
В-третьих, прямое возмещение ущерба планируется сделать безальтернативным. Сейчас, если столкнулись два автомобиля, и не пострадали люди, то водитель может обратиться за возмещением в компанию, в которой он сам страховался, или в страховую компанию виновника, после реформы – только в свою. Это весьма разумный шаг. Ведь сегодня пострадавший в ДТП имеет дело с организацией, которую не выбирал, не платил ей свои деньги, не является ее клиентом – поэтому и отношение к нему соответствующее. Другое дело, когда приходишь за компенсацией в «свою» организацию. Это будет стимулом для страховых увеличить культуру обслуживания, иначе клиенты перейдут к конкурентам.
В-четвертых, стимулируется более активное использование европротокола. Сейчас максимальная сумма, на которую мог бы рассчитывать пострадавший при подобном оформлении аварии, ограничена 25 тысячами рублей. В поправках предусмотрено увеличение лимита выплаты до 50 тысяч. А в четырех регионах – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область – предлагается расширить выплаты до полного покрытия ОСАГО. Более того, минфин предлагает расширить «безлимитку» на все города-миллионники. Но тут уже противятся страховщики. Они опасаются вала подставных аварий. В принципе, страховые компании готовы согласиться на безлимитный европротокол , но лишь при условии, что у обоих участников автомобили оборудованы регистраторами и навигацией. Первые позволят установить, что авария действительно была.
Вторая позволит также четко установить, что ДТП произошло именно в одном из этих четырех регионов, а не в другой области, на которую исключения не распространяются. Сегодня процент автомобилей оборудованных и тем, и другим ничтожно мал. А представить ДТП между такими автомобилями – вообще фантастика, так что мера, даже если и будет принята в таком виде, просто не заработает.
Источник: avto25