При ДТП Важно не забыть выставить знак аварийной остановки. Воистину – каким бы внимательным, грамотным и законопослушным не был бы автомобилист, от аварий он не застрахован. Тут действует уже другая народная мудрость: не ты, так тебя. Посему тема, о которой пойдет речь в сегодняшнем материале, актуальна для любого водителя. Что делать при ДТП и чрезвычайных ситуациях на дороге? Недавний теракт в Волгограде и несколько очень серьезных аварий, случившихся за последнюю неделю, опять заставил говорить на эту тему. Впрочем, сама тема такая, что повод особый и не нужен.
Порядок действий при ДТП вроде бы понятен. Он прописан в Правилах дорожного движения и его изучают в автошколах. Вот только в реальности участники аварий ведут себя совсем не так, как их учили. А все нервы, стресс. Даже пустяковое ДТП может вызвать неадекватную реакцию. Вспомните хотя бы вот это видео. Посему, перво-наперво, нужно успокоиться и взять себя в руки. Авария уже случилась, самое страшное произошло, поэтому эмоции нужно оставить в стороне и сосредоточиться на логике.
В пункте 2.5 ПДД четко расписаны действия участника ДТП. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство;
- включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
- не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; при необходимости зафиксировать их положение до прибытия сотрудников ГИБДД;
- сообщить о случившемся в дежурную часть и ожидать прибытия сотрудников полиции (в зависимости от того, насколько серьезное происшествие – инспектора ГИБДД или опергруппы).
Скрыться с места ДТП – это очень плохая идея. Даже если понятие «совесть» водителю незнакомо, проблем потом не оберешься. Определить уехавший автомобиль сегодня проще простого. Даже если явных очевидцев не было, кто-то мог увидеть ДТП со стороны или оно могло попасть на запись камеры, коих в крупных городах установлено немало. А для определения владельца достаточно марки машины и пары символов с номерного знака.
По закону водителю, скрывшемуся с места ДТП, грозят серьезные неприятности. В лучшем случае это лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев или административный арест на срок до 15 суток. Но если в ДТП пострадали люди и им не была оказана необходимая помощь, то поступок может быть квалифицирован по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности». А за это деяние предусмотрена уже уголовная ответственность – до года тюрьмы. Немаловажен и тот факт, что на такие случаи не распространяется действие полиса ОСАГО. То есть, водитель, покинувший место ДТП, не сможет воспользоваться страховкой, и всю сумму ущерба будет выплачивать из своего кармана.
Если авария без жертв, то порядок действий простой. Остановить машину, установить знак и ждать полицию. Если ситуация с определением виновника спорная, то лучше не сидеть сложа руки, а подробно сфотографировать место ДТП (хотя бы на мобильный телефон) и записать контакты потенциальных свидетелей, а если дело серьезное, то вызвать адвоката. Если ущерб небольшой и оба участника аварии единогласны в определении виновного, то можно оформить ДТП по европротоколу, но, учитывая с каким скрипом страховые компании рассматривают подобные случаи, мы бы не рекомендовали им пользоваться. Не советуем также обращаться к аварийным комиссарам. Толка от них практически нет, а вот услуги оплатить придется, но тут каждый волен решать, как ему хочется.
Куда сложнее оказывается случай, когда в ДТП есть пострадавшие. В такой ситуации к перечню обычных обязанностей водителя добавляется необходимость вызвать «Скорую помощь», благо с развитием мобильной связи телефон у всех под рукой. В крайнем случае можно попросить сделать звонок свидетелей или прохожих. Но мало дозвониться по нужному номеру, желательно передать как можно более точную информацию о количестве и состоянии пострадавших, чтобы человек на другом конце провода принял правильное решение о том, какую бригаду медиков направить и куда госпитализировать пострадавших. На удаленных трассах, если жизни есть реальная угроза, на место ДТП может быть выслан медицинский вертолет.
Определение степени тяжести полученных травм – очень непростая задача. Но если понять методику, то она может быть полезна не только при ДТП, но и в случае теракта или получения повреждений в быту. В отечественных автошколах этому не учат, а вот в США давно и успешно применяют очень простую и успешную методику. Состояние пострадавшего оценивается по пяти критериям: дыханию, скорости наполнения сосудов кровью, открыванию глаз, реакции на голос и двигательной реакции. Каждому критерию присваивается степень по 4-бальной шкале – от 0 до 4, то есть максимум можно «набрать» 20 баллов, но уже при четырех травма считается тяжелой и на место аварии высылается реанимобиль, а не обычная бригада.
Понятно, что определить состояние потерпевшего с точностью до балла не так просто, да и в нашей стране это не требуется, но если оператору «Скорой» хотя бы просто описать состояние пострадавшего по этим пяти критериям, это уже даст определенную информацию, которая поможет принять решение.
Для многих водителей, попавших в ДТП с жертвами, встает вопрос: стоит ли оказывать пострадавшим первую помощь и извлекать их из автомобиля. Общие рекомендации такие – помощь нужно оказывать только когда вы это умеете и хорошо представляете, что делаете, в остальных случаях можно навредить. А вот извлечение из автомобиля лучше доверить профессионалам (если, конечно, нет угрозы взрыва). Это сложная и рискованная операция, которую лучше выполнять, обладая необходимыми знаниями и оборудованием.
Если ситуация неотложная и счет идет на секунды, то правила дорожного движения разрешают участнику ДТП доставить пострадавшего в больницу на своем автомобиле. В лечебном учреждении водитель должен сообщить свою фамилию и номер транспортного средства, а после этого возвратиться на место происшествия. Однако прежде чем оставить место ДТП, необходимо предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение автомобиля, а также все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
Сделать это юридически грамотно получается далеко не у всех, поэтому вариант «сам отвез в больницу» лучше оставить только для самых безвыходных ситуаций.
В целом можно заметить, что то, как водитель ведет себя в экстремальных ситуациях, служит ему отличной характеристикой. ДТП – это серьезная проверка. Бояться их не нужно, нужно заранее подготовиться к возможным последствиям и в нужный момент сделать все правильно.
Источник — avto25.ru.