Вы здесь

29
Окт
2013

 1 сентября – День знаний для школьников – стало для автомобилистов Днем новых штрафов. В этот день одновременно вступил в силу самый масштабный набор изменений в правила дорожного движения за последние годы.

Федеральный закон о внесении изменений в КоАП и 28-ю статью ФЗ «О безопасности дорожного движения» повышает минимальную сумму штрафа со 100 до 500 рублей, максимальную – с 5 до 50 тысяч рублей. Также вводится прогрессивная шкала наказаний для хронических нарушителей. Кроме того, с сегодняшнего дня упраздняются временные водительские удостоверения, ужесточается ответственность за просроченные транзитные номера, и начинает действовать новая норма определения состояния алкогольного опьянения – 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.

Ноль отменен, да здравствует ноль

Автомобилистов, садящихся за руль в нетрезвом виде, теперь ожидают двойные санкции – лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет и штраф в размере 30 тысяч рублей. Если же водитель вторично попадется подшофе, будучи уже лишенным прав, его подвергнут аресту не менее чем на 10 суток. Кроме того, «повторник» заплатит государству 50 тысяч рублей (кстати, это единственное деяние за которое предусмотрен столь крупный штраф), а срок лишения прав возрастет до трех лет.

Отметим, что административный арест – временная мера, которая будет действовать только четыре месяца – с сентября по январь. Ему на смену придет уголовное наказание в виде общественных работ или даже реального тюремного заключения. Такие жесткие санкции обусловлены смягченной нормой, определяющей – пьян водитель или нет. Вместо «ноля промилле» с сегодняшнего дня официально действует норма 0,16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха.

Но так ли эта цифра действительно справедлива, чтобы за повторное ее превышение сажать в тюрьму? Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уверен, что нет: «Подумайте сами: 0,15 - трезвый, а 0,16 – уже пьяный. Причем, это тысячная не от тонны, а от миллиграмма. Если вы ее сможете без микроскопа углядеть, я пожму вам руку. Если вы сможете различить поведение человека, у которого на тысячную долю грамма алкоголя в выдохе больше – вы гений».

«Во избежание этого абсурда, необходимо, чтобы определением того, пьян водитель или нет, занимались медики. Эта функция должна быть полностью изъята у ГИБДД. Происходящее так же нелепо, как если бы медики имели право выписывать штрафы за превышение скорости. Что нас ждет: любой инспектор, вместо того, чтобы рисковать 10 раз по 500 рублей, будет стремиться хапнуть один раз, но крупно. Взяточникам просто дали карты в руки – алкотестер и странную норму, над которой все специалисты-метрологи смеются вот уже два месяца», - добавил эксперт.

Напомним, что 0,16 мг алкоголя на литр воздуха – своеобразный компромисс, завершивший трехлетнюю эпопею с отменой «0 промилле». Вместо «ноля», лишенного критерия научности, было предложено использовать тройную суммарную погрешность приборов, как это принято в метрологии. При этом автор закона, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы Вячеслав Лысаков, всячески подчеркивал, что новая норма – это не «допустимое количество алкоголя», не пресловутые «промилле», которые все высчитывали, а абсолютный сухой закон. То есть невозможно выпить хотя бы чуть-чуть – и «продуться» меньше, чем на 0,16 миллиграмма. Однако эта цифра защищает людей с естественным эндогенным алкоголем или водителей, принявших перед поездкой лекарства, выпивших квас, кефир и так далее.

Получается, что 0,16 мг алкоголя на литр воздуха – это не возврат к норме 2008 года (0,3 промилле), как считают многие водители, а именно попытка сохранить «ноль»? Председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров считает, что это так: «Это вредная поправка, которую вносит большую путаницу. Вот почему: раньше, до медведевского «ноля», в законе было прописано 0,3 промилле. Это значит, что водитель, «надув» в прибор 0,18 мг, мог рассчитывать, что из этой цифры вычтут паспортную погрешность прибора. А теперь 0,16 мг – это уже с учетом всех погрешностей. То есть норма существенно меньше, чем была в 2008 году».

«При этом парадокс – в действии остается определение Минздрава, гласящее, что состояние алкогольного опьянения начинается от 0,5 промилле. Оно действует для тех водителей, кто по каким-то причинам не может пройти стандартный тест на алкотестере (ранен или без сознания). Так почему нельзя было ввести для всех именно на эту норму, разработанную медиками?» - недоумевает Дозоров.

Штрафы прогрессируют

Сторублевые штрафы уходят в прошлое – собирать их оказалось невыгодно (каждый штраф обходится государству в 300 рублей), и минимальная сумма взыскания отныне составляет 500 рублей. При этом депутаты вычеркнули из закона и «минимальные нарушения» – за превышение скоростного режима до 20 км/ч штрафовать не будут. Получается вроде как честно: наказывать за несущественные проступки не будут, но если серьезно превысить, то и платить придется сразу крупную сумму, а также быть готовым к удвоению штрафа.

Например, превышение от 40 до 60 км/ч обойдется в 1000-1500 рублей, а повторное (в течение года) такое нарушение – 3000 рублей. Штраф за превышение скорости от 60 до 80 км/ч «обойдется» в 2500 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев. Снова превысил – права отберут уже на год. Нарушение свыше 80 км/ч – 5000 рублей штрафа или 6 месяцев без прав; повторное – лишение ВУ на год. К «прогрессирующим» также относится санкция за проезд на «красный» - если водитель за 12 месяцев дважды проедет под запрещающий сигнал светофора, его оштрафуют на 5000 рублей и лишат прав от 4 месяцев до полугода.

Отметим, что существенно возрастет штраф и за просроченные транзитные номера – с нынешних 300-800 до 5000 рублей и лишения прав на срок до 3 месяцев. Такое неожиданно суровое наказание легко объяснить: депутаты опасаются, что автомобилисты начнут массово переходить на «транзиты», чтобы не получать «писем счастья» от камер видеофиксации.

По мнению главы «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, санкции вполне справедливы и едва ли приведут к какому-то возмущению среди автомобилистов: «Народу все равно – что 100, что 300, что 500 рублей – цифры одного порядка. Если кто-то и начнет «грязнить» номера, то таких водителей будет немного. Да, люди станут аккуратнее ездить, тщательнее выбирать программы, которые указывают расположение камер и так далее. Но никакой революции не произойдет. Я мониторю множество автофорумов – людей заботит не повышение штрафов, а рост цен на ОСАГО и бензин».

Прощай, «времянка»

Еще одно важное нововведение, – отказ от временных водительских удостоверений. Теперь, даже наездив на лишение, водитель продолжит управлять машиной по обычному ВУ – до тех пор, пока не будет вынесено решения суда о лишении его прав. Депутаты посчитали такой способ справедливее прежнего - ведь «времянка» не являлась международным документов, то есть, де-факто, водитель оказывался лишенным прав еще до суда.

Сдавать ВУ в отделение ГИБДД нужно самостоятельно - в течение трех дней с момента принятия судебного решения. Если же водитель пропустил срок, суд может отменить свое постановление (это возможно сделать в 10-дневный срок с момента вынесения приговора и до вступления его в силу) – и заменить его более тяжелым наказанием. Если же «лишенца», не сдающего ВУ, поймает инспектор – будет считаться, что тот управлял транспортным средством без прав.

Материалы взяты с сайта www.autonews.ru!